Информационный Бюлетень № 1
 
"Чудо" иконы
[СПАС на Шуменском]
[Храмам - быть!]
[Библейский класс]
[Не разделится Христос (укр)]
["Чудо" иконы]
[об Исповеди]
[реакция на СМИ]
["Радиоцерковь" юга Украины]
Временами приходится слышать вопрос: почему это в других православных храмах (речь о московской патриархии) часто бывают и поклонения мощам праведников и чудотворные иконы "завозят"? Не хуже ли мы, если такого не имеем? Страх отличиться от массы, всегда подталкивал человека к опрометчивым выводам. Потому рассмотрим, не торопясь, чудо иконотворчества, и не станем поднимать вопроса о том, нужно ли иконопочитание. Православная церковь уже решила его и "точки над і" давно расставлены. А сердобольные страхи прочих христиан покоятся на непонимании иконы. Но, возможно, сказанное ниже поможет и им разобраться в своих мнениях.

"по плодам их узнаете..."
Мы не "хуже других" и всецело поддерживаем всех, желающих поделиться Духовными дарами (ими, между прочим, являются и прославленные иконы, и Святые места, и Святые люди). Паломничества и прочее духовное сеяние совершается ради духовных же плодов: радости, мира, благожелательности, святости, долготерпения и прочих добрых качеств, даруемых человеку свыше. Несомненно, и наша церковь хочет сделать все возможное для духовного обогащения своей земли. Но именно знание этого вопроса заставляет всматриваться, - те ли плоды пожинают спешащие "приложиться"?

Злобный дух в километровых "очередях" никак не соответствует ни долготерпению, ни святости. Желающие же похвастаться такой "востребованностью" своей церкви, как говорил Христос - "уже получили свою награду", и о духовном там говорить трудно. Никто не захочет такой славы. Более того (с умыслом или без него), - в толпах поддерживается откровенно языческое мнение "о волшебных свойствах предметов". Прежде чем делать выводы, нам придется уяснить, - что же такое Икона.

печать Духа Божия
Сама Церковь, отстаивая богослужебную ценность икон, утверждает: "мы не поклоняемся дереву и краске или красоте тленной" (Правила Вселенских Соборов)

Труд иконописца заключен в том, чтоб, победив грешные порывы человека (художника) и несовершенства материала (дерево, краска), запечатлеть свою встречу с Богом, дать ее ощутить другим. Как дар иконописца людям, икона призвана служить именно в сфере духа, быть проводником духовности; иначе это не икона (образ духовного мира) и не иконописец (божий пророк).

Поэтому ее место - в Храме, и уже оттуда мы берем ее с собой в жизнь будничную. Икона похожа на песню, которую поют вдохновенно, и которой хочется научиться. Она начинает "жить" в присутствии человека, как бы открывая окна в духовный мир, но именно мы (никто другой) открываем это окно. Можно представить, что не мы смотрим на икону, - а она смотрит на нас. Еще икону можно сравнивать с молитвой, только в красках и без слов.

Ныне искусство создания Иконы почти забыто, причин тому много. И конечно первая, - реакция зрителя на труд иконописца: в иконах видят украшение, иногда - произведения искусства. Но в действительности Икона - элемент церковной обстановки, предмет, поставленный на службу Богу и людям, освященный духовными целями (да и все, что находим в Церкви, не имеет абсолютной или самостоятельной ценности). Но икона не буднична и не второстепенна до тех пор, пока мы наблюдаем сквозь нее мир Духа. С нею нужно жить, а не встречаться.

Ее внутренняя красота сопричастна красоте Божией и потому неповторима и почти неуловима, вот почему ее невозможно "просто списать". Не стоит мерить ее духовной и тем более денежной ценностью. Вглядываясь в лицо Христа, смотрим ли мы вглубь иконы или на ее поверхность? Подходим ли к куску дерева за чудом, или позволяем взглянуть на себя через лик икон Спасителю и Деве Марии?


голос язычества
Именно неверное отношение к Иконе приводит к тому, что из превосходного средства духовного общения она превращается в языческий амулет, волшебную палочку; вызывает обманчивые надежды, и, не являясь языческим инструментом - уже не действует и духовно. Над этим стоит задуматься, ведь болезненное желание обладать "кусочком неба" свойственно ничего не имеющим язычникам, а не Христианам - наследникам "Небесного Царства" (хозяевам новых Неба и Земли, по книге "Откровение" Иоанна Богослова).

Говоря о "Чудотворных" иконах, нужно помнить, что волшебными свойствами они обладают не более любых других предметов, ведь чудеса "творит" Господь. И в сравнении с иконами языческие амулеты (настоящие) обладают "большей силой" (магической), ведь для того их и делали.

Икона же - чиста, и изначально не предназначена чудотворить, мироточить и т.п. Естественно, что как в любом опыте Богообщения здесь присутствует вся сила Божия. Потому чудеса скорее "неизбежны" чем "возможны". "Спасение человека" всегда понималось церковью, как спасение духа, души и тела. Но знаки, подаваемые Господом, могут быть и неверно истолкованы. Не икону нам любить и славить нужно! (Лишь невидящий Солнца, усмотрит в Луне первопричину света.) В Своей Церкви прославлен Сам Господь; и сияние ложится на Его чад и на предметы им служащие.


вывод
Ни в коем случае заблуждения не должны быть причиной отказа от добрых традиций.
А обычай передавать иконы в дар - очень древний. Это обычай делиться Божьей благодатью. Потому и стояли иконы чудотворные наравне с духовными благословениями. Не нужно быть пророком, чтоб понять: "Миф об иконе" поддерживается невежеством и алчностью.

Платное посещение "Святынь" да злобные толпы в очередях "чтоб приложиться", это мы получаем, если в обычаях исполнять только механическую часть. И никак это не соответствует церковному служению - нести на землю Мир и Божью Любовь. Духовность в обществе формируется "изнутри" каждым человеком, а Церковь призвана помочь этому процессу, и не потакать невежеству с его прихотями.

Михаил Москаленко, учитель храма Св.Троицы
Сайт создан в системе uCoz