|
|
Для человека близкого к Православию, совершенно ясно, что богослужение в его жизни вовсе не ограничивается Воскресным днем. Много и других (самых разных) поводов для встречи и совместной молитвы. Это могут быть и радостные события: крещения, венчания, освящения; может быть и простое желание зайти в храм "по дороге"; а могут быть и печали с заботами: кто-то болен или в горе, тогда часто сам священник спешит к человеку. Все это понятно и уже почти привычно нашему прихожанину. А вот как быть с другими службами, не настолько ясно связанными с повседневной жизнью и внутренним состоянием?
Конечно, есть прекрасная возможность, проходя мимо храма, прочесть очередное объявление о предстоящих праздниках и поминальных днях. Но ведь еще есть в Церкви события и службы, не столь громогласно объявляемые, а для общины давно ставшие чем-то само собою разумеющимся. Вечерние и Молитвенные службы, проводимые постоянно "среди недели", достойны особого разговора и мы скажем об этом в следующих номерах Софии. Теперь же обратим внимание на одну, на этот раз - не совсем обычную форму общения среди христиан.
Мы все привыкли читать книги, как говориться, хорошие и разные. Это значит в арсенале почти каждой семьи, есть много книг. Ныне настало то время, когда любой человек, не только хочет, но и может себе позволить иметь Библию. Являясь частью церковной традиции, Библия представляет огромный интерес - она исторический и духовный документ. Признанный шедевр мировой литературы (отдельные Ее части даже пытаются изучать в школах и ВУЗах), и она же остается книгой загадочной, вовсе не "легко читаемой".
Если попытаться объяснить факт, что одна и та же книга понимаема многими людьми по разному (часто - диаметрально противоположно), или остается вовсе непонятной, так сказать "книгой для сна"; если хотим понять Ее феномен - нам просто необходим совет и опыт Церкви. Ведь именно здесь, внутри общин, а не на светских кафедрах создавалось и росло древо традиции общения с Богом и понимание Его воли, оформленное (не без Его участия) в книги названные "Священным Писанием".
Священное, это значит отделенное, независимое от человека и его настроений - не для обычных целей. Часто у древних народов под "Святым" понималось недоступное или запретное. Христианская традиция преобразуя это понимание, добавила к нему святость человеческую: да, читать Библию трудно и для большинства людей почти невозможно. Так будет с ними до тех пор, пока не приобщатся к церковному опыту. Т.е чтоб читать Святую Книгу, нужно и самому иметь некую "святость". Это вовсе не значит, что есть люди не способные прочесть Библейский текст! Лучше сказать, что для правильного понимания Библии, мало относиться к ней как к "хорошей книге", мало будет даже преувеличенного уважения.
Нужно помнить, что в своем роде эта Книга - Единственная. Ее нужно ОТДЕЛИТЬ (освятить) в своем сознании от прочей литературы. В этом отношении Церковь лучше других способна усвоить и объяснить Библейский текст. А значит и лучше других способна помочь любому не только читать, но и понять написанное.
Может появиться мысль: стоит ли тогда вообще стараться, мучаться, проникая в смысл служебной книги? Ведь если Библию правильно могут понять только святые, пусть они этим и займутся! Но дело в том, что книга-то написана для всех, и в первую очередь для людей, еще не окрепших в вере.
Библия это вовсе не какой-то само достаточный документ, она часть опыта церковной жизни. Ведь приходящий в храм, так или иначе, должен быть знаком с содержанием "службы". Иначе он чувствует себя посторонним и лишним. И чтоб участвовать в Литургии важно хоть сколько-нибудь понимать происходящее. Значит, изучать церковные традиции, по мере сил, нам все-таки нужно. Спасение души это не дело рук священника или какого-нибудь святого. Это "дело Божье", а значит общее дело рук Христа-Спасителя и человека-спасаемого. "Каждый, призовущий имя Господне - спасется" (цит. по Библии). Знание Бога, молитва - предполагают участие в церковной жизни, что в свою очередь включает в себя понимание Библии.
Все эти рассуждения нужны человеку, еще только приступившему к чтению Божьей Книги. На самом деле христиане с удовольствием проводят время со "Словом Божьим", любят читать и слушать его в храме. Но есть еще одно, как было сказано в начале, своеобразное церковное служение. Оно не похоже на обычную службу, где служат священники и прихожане. Мы приходим в храм, чтоб послушать Слово Божье, и не просто чтение из Библии с объяснениями. Именно здесь начинается для многих знакомство с истинным содержанием веры. Когда не человек, а Бог произносит вновь Свое Слово среди людей. Потому и говорим о "Служении Слова", это значит, Слово Бога продолжает жить и совершать свой труд среди нас.
Сегодня не слишком популярно чтение Библии. Даже среди христиан Ее больше толкуют, чем читают. Отсюда многие беды: интеллектуальная слабость веры (неподтвержденной Божьим авторитетом), беззащитность перед лжеучениями и суеверной глупостью. Но главное что, не читая Библии, мы добровольно лишаем себя Божьей благодати и защиты - иногда о них даже не догадываемся. В Библии сказано: "не имеете, потому что не просите". Многие поколения людей вложили свои душевные и физические труды для того, чтоб сегодня в наших руках оказалась эта книга. Потому достойным отношением к Ней будет именно чтение и слушание Гласа Божьего.
Михаил Москаленко, учитель храма Св.Троицы
|
|