|
|
Раньше говорили, что мы все "ходим под Богом". Теперь так не говорят, по-видимому, оттого, что об этом не думают. Я не считаю, что так пал в сердцах наших уровень веры, нет, мы веруем и знаем о Боге, вот только чаще не помним о Нем. Что же напомнит о Боге? В первую очередь, наверное, тревога и беда, что подтолкнут к молитве. На втором месте, скорее всего - календарь. Дни воскресные и праздничные мы проводим в свое удовольствие, лишь иногда приходя в храм (и как будто тоже для удовольствия). Что же будет более надежным напоминанием? Крест на груди напомнит о том, что с Богом налажены уже какие-то отношения. Бабушкины иконы в углу могут напомнить, что вера в Бога это не только народная традиция, но и сознательный выбор многих поколений.
Если выяснить до конца, чем плох для кого-то Храм, окажется, что плох он тем, что занимает место. Но это же и лучшее из предназначений Храма - он занимает место в нашей жизни, напоминая, нет даже взывая к нам. И говоря о Боге, ради напоминаний о Котором, храм и стоит. Весь - от ступеней до купола - он говорит о Богослужении, а значит о встрече человека с Богом. Храм приглашает присоединиться к Богослужению, даже когда он пуст, и закрыт: свечи куполов говорят о наших самых искренних молитвах. И тогда имеет значение не то - войдешь ли ты в Храм, а с каким сердцем пройдешь рядом с ним. Секрет в том, что Бог никуда не уходил, Он все еще "над нами". И как хорошо, если не горе возвращает нас к мысли о Нем.
Не кажется ли Вам, что уж достаточно долго мы отказыва-лись от дел Церкви, тем самым активно понижая культурный уровень, и повышая уровень преступности? Как бы это странно не прозвучало, но Храм сегодня - общественная необходимость. Потому что слишком много последствий у нашей забывчивости.
Я не знаю, кто первый поставил крест на вершине храма, но я точно знаю, кто первым увидел его в небе. Это было еще до того, как христиане обрели право, наравне с другими людьми - открыто, и безбоязненно исповедовать свою веру, и строить храмы.
Римский император Константин, молодой еще человек, переживал, возможно, самые тяжкие времена своей жизни. Два родных дяди шли на него войной, чтоб свергнуть с трона и убить. В ту ночь Константин заговорил с Богом христиан. Христианкой была его мать Елена, и Константин решился довериться ее Богу. Во сне он увидел свои войска, а над ними высоко в небе - огненный крест и надпись: "этим побеждай".
Крест, конечно же - символ. Те, над кем возвышался крест на Голгофе, креста не видели. Для них важен был Тот, что был на кресте. Что же думаю я, видя крест в небесах?
Я думаю о том, какое странное соединение дали Божие могущество и человеческая слабость! Человек не сделался сильнее, но смог преодолеть все препятствия и сделать карьеру, о какой можно только мечтать (Константин в церковных канонах признан равным апостолам, а светская история сохранила его прозвище - Великий). Бог не пошел на компромисс, но всемирно стало, восхваляемо имя Его Церкви. И еще, вспоминая о Константине, я думаю, сколько вреда народам приносит фальшивая непредвзя-тость начальств, в вопросах веры.
Сегодня крест в небесах вознесен для всех, он и ставится выше всего, чтоб как можно дальше его видели. И чтоб помнили - наша человеческая слабость в Божьем теле веры всегда победит, и, пройдя через все беды, воскреснет с Ним. Крест это Сам Христос - вершина. Но, даже взойдя на небеса, Он остается с нами, чтоб и мы, оставаясь на земле, были с Ним словом и делом.
Михаил Москаленко (редактор выпуска)
|
|