|
|
Для христианина, и в первую очередь христианина православного, странно звучит аргумент что, дескать «храмов итак довольно много, а значит новые - не нужны».
Упорное несогласие сторон, по нашему мнению, вызвано отсутствием диалога
между спорящими.
Рассмотрим этот вопрос основательно.
Что есть «Храм»?
В общем понимании - это место где человек совершает Богослужение. Поэтому начинать мыслить нужно с вопроса «не для чего» а «кому» нужен Храм? Представим себе двух людей. Один хочет в воскресенье прийти на богослужение; второму это вовсе не нужно. Скорее всего, он не против «веры», и при необходимости в храме бывает: венчание, крещение, панихида - эти слова никого не пугают. Но как быть, если храмы далеко?
Если вы в храм ходите как на праздник (т. е. редко) - нет проблемы в том, что он далеко. Мы найдем время для особого случая и даже потерпим неудобство, если в храме тесно (ведь это только один разок). Гораздо сложнее тому, кто в храме хочет бывать часто. Ездить на место богослужения как в резервацию, потому что другого нет - жестокая причина.
Что же хотят сказать словами: «новый храм - не нужен»?
Чаще подразумевают, что в храме нет необходимости (мысли «второго» христианина). Реже считают, что храм это нечто из национальных и культурных ценностей, потому лучше содержать и восстанавливать старое (это духовные высоты «второго» христианина). И, наконец, вовсе редко такой человек мыслит в храме себя.
1.Такой «христианин» не рассуждает подобно о своей собственности: одежде, доме, машине. Зачем покупать новое? Итак: если Богослужение часть жизни, вовсе не безразлично где его проводить.
2.Рассуждая о Храме как о «ценности», он забывает, что «ценности» нужно не только «хранить» но и создавать.
3.Наконец, нужно вспомнить и о нарушении статистического равновесия:
Если в начале 20 века (к 1 января 1900 г.) в г. Херсоне по Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «вместе с пригородами (Северным, Забалкою, Сухарным и Военным) жителей 72451 (36243 м., 36208 ж.)» На коих приходится «церквей православных 16, римо католическая - 1, евангельско лютеранская - 1, еврейских 4 и 1 караимская синагоги». Это значит (если забыть о том что 68% населения православные) на 3150 человек приходится 1 место богослужения. Путем примитивной логики можно увидеть, что сегодня населению нужно намного больше храмов, чем имеется.
Следующим в виртуальных спорах о храме, можно считать пункт о Функции Храма.
Если учесть тот факт, что Храм является не «пустой бесхозной постройкой», а напротив: местом общественной жизни и деятельности Церкви; окажется что «богослужение в обычном понимании» - только видимая часть айсберга. (Кстати аналогия с айсбергом удачная - обе его части: над- и подводная цельны и однородны.)
Церковь не вымирает в понедельник утром, а только усерднее трудится «на месте своей жизни и служения». Богослужение является фундаментом этой деятельности, преобразуя место духовного служения в центр духовной жизни. Это важный аргумент в пользу «территориальных» рассуждений о размещении храмов. Храмы нужны в самых разных, и в первую очередь неблагополучных местах.
Такими нужно считать места скопления человеческого горя, злобы, безысходности.
К примеру «спальные районы» с их видимым благополучием и высокой преступностью. Если в годы атеизма «Клуб» не смог подменить собою «Храм», быть может, хватит игнорировать очевидные истины? А, вспоминая о «Народных Святынях», достойно думать, что задачи по их восстановлению лежат на государстве, виновном в их уничтожении, и вовсе не на энтузиазме «верующих», достаточно уже пострадавших по вине этого государства.
Очередной «незрелый» аргумент, базируется на совершенно правильном вопросе:
Кому Храм нужен? Чаще, чем «достаточно» приходится слушать рассуждения о том, что верой «спекулируют». На ней «наживаются», ею «прикрываются ради сомнительных манипуляций». Идя на поводу таких рассуждений, начнем с вопроса «о пользе»
Кому полезен Храм?
Если правильно отнестись к Богослужению (не имеет значения общее оно - Литургия, или частное - на потребу) пользу от него получает тот, кто в нем участвовал и принял от Бога общение, благодать (благосклонность и ответы в молитвах), участие в «Церковных Таинствах». То есть тот, кто стал участником духовного священнодействия Церкви. Эта «польза» не сравнима ни с чем, в валюту не конвертируется и за деньги не покупается. Никто из «православных» не возьмется сравнивать духовные ценности с материальными. Послушайте хоть Соломона: «Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением»
Если же говорить о «пользе» извлекаемой из Богослужения, то можно составить такую логическую взаимосвязь:
1.человек - получает внутренний мир и душевное равновесие, ясность взгляда на свою жизнь и помощь в исправлении своих ошибок и грехов.
2.семья - получает уравновешенного и мудрого устроителя совместной жизни, воспитателя и защитника интересов детей.
3.общество - честных и смелых сторонников справедливости, деятельных благотворителей, крепкий союз супругов и зрелую смену поколений
4.государство - получает надежную основу для воплощения общих идеалов, единую заинтересованность во всеобщем благополучии, трезвых политиков.
5.мировое сообщество - получает духовные ориентиры, верную оценку общественных процессов, внутренний мир и уравновешенность как залог мира внешнего.
Все эти пункты спорны и требуют эмпирического (т.е. на собственном опыте) подтверждения. Практически каждый христианин может исследовать свою жизнь на предмет «пользы от Богослужения». Однако здесь мы попадаем в логическую западню: никто не получает пользы если не молится, и никто не думает о пользе во время молитвы. Так в свое время рассуждали Отцы и Учителя Церкви. Мы же переходим к вопросам, более материальным:
Как строится Храм?
Ответив на этот вопрос, вы расскажете историю почти всех христианских храмов мира (за исключением тех, что строились «для красоты»). В общей массе, храмов построенных за государственный счет так мало, что мы не станем на них сосредоточиваться.
Итак, Храм, как место Богослужения, всегда строился за счет самих «верующих». Конечно, для этого объявляли сборы средств. И участвовали в этом мероприятии все на равных - цари и рабы.
На равных - значит по мере своих возможностей и желаний. На равных - значит дело общее, сколько б ты ни положил - не возвышался и не был унижен. Потому, чаще царские вклады - были вкладом мирянина (а не государя и тем более не государства): пред Богом все равны.
В наши дни Храмы строятся с большим трудом - мы все еще остаемся нищим народом. Однако это не повод отказываться от пути к благословению. Уже говорилось, что нам все-таки удается найти средства приобретать блага для себя. Теперь, возможно, осталось только понять, что же является «благом настоящим», и как оно приобретается.
Огромная удача участвовать в деле Божьем! Сколько мечтателей ходит вокруг древних святынь, созерцая «камни и строения», как некогда и первые ученики Христа, любуясь Иерусалимским Храмом, мечтая быть теми, кто этой красоте причастен. Когда мы поймем, что время не оставит, как сказал Христос «камня на камне», только тогда мы поймем духовную сущность храма, который вырастает из сердца человека, в который даже самая нищая вдова может внести «больше остальных». Тогда оценим богатства, приобретенные духовным трудом и заложенные в основах самой жизни так, что «моль не ест, и воры не проникнут и не унесут».
|
|