Информационный Бюлетень № 5
 
Место для Храма...
[Что я думаю, видя в небе Крест?]
[Место для Храма...]
[Почему новый храм?]
[Технология Мудрости]
[Мого Храму Таэмниця]
[Колодец Духа]
[Кто Ты Человек?]
diak pop
episkop mitropolit
monah
templ plan
prestol
inventar
stihar
epitrahl
Утверждение: «человек всегда строил храмы» будет не совсем правильным, если учесть, что теоретически, все-таки были времена, когда храмов не было. К тому же, мы далеко не сразу пришли к такой практике поклонения. Традиция Богообщения, современниками которой мы являемся, долго и кардинально менялась. Что же именно изменилось в представлениях о храме? И какую «эволюцию» прошел человек в своем богослужении?

Выбор места

Если человек в начале своей истории не строил храмы, это не значит что религиозное чувство ему было чуждо. Представления о «Божественном» сопровождают нас всю известную историю. Так происходит, не потому что человек выдумал Бога, а как раз наоборот. Древнейшая традиция жертвоприношений является косвенным подтверждением этого.
Дело в том, что древние не возводили храмы и не строили жертвенников на случайных местах. В Писаниях Ветхого Завета ясно говорится, что жертвенник ставился на месте откровения, т.е. там, где Бог являл Себя (открывался) людям. Но, несмотря на то, что читаем мы об этом в Священном Писании, надо помнить, что речь идет о временах человеческой истории, когда в общей массе верований принципиальным было не кому поклоняться, а сам процесс и, естественно  результат.
Потому «единая система» богослужения шла по простой схеме: 1. Мы ищем помощи у богов
2. Бог помогает, открывая себя и Свои условия общения
3. Человек устраивает жертвенник (обычно на месте явления Бога) там приносит жертву в благодарность, или вновь призывая Божью помощь.
Эта схема тысячелетиями оставалась универсальной, потому так часто находим ее в Библии, даже когда Бог через Моисея показал другой (новый) подход к Богослужению.
«Новое» же еврейское Богослужение отказывало в святости другим «святым местам» (даже таким, на которых являлся тем же евреям Тот же Бог). Храм стал переносным шатром (Скинией), а богослужение строилось вокруг «Ковчега Завета». Израиль на тот момент был путешествующей нацией (шли через пустыню в «землю обетованную») и Бог «путешествовал» с ними. Потому и храм стал переносным.
Много позже (через 500 лет, после того как евреи осели в Палестине) царь Соломон построил в Иерусалиме величественный Храм, в который были внесены святыни из прежней «Скинии» и в первую очередь «Ковчег Завета». Так впервые, храм был построен не на месте откровения Бога, а на месте обитания поклонников.
Так неожиданно, сочетались консерватизм традиции (пусть будет один храм, но «правильный») и гибкость откровения (Бог приходит на встречу туда, где человек «хочет» встретить Бога). Этот Храм до разрушения Иерусалима в 70 году (1 век н.э.) был для Израильтян единственным на земле местом богослужения и паломничества.
В Евангелии Христос редко говорит о храме и богослужении, но и эти краткие замечания дышат небывалой новизной, предвосхищая новую эру в богослужении:
«наступило время, когда не в Храме и не в Иерусалиме будете поклоняться»
«Бог это Дух и поклоняющийся Богу  поклонится в духе и истине»
«таких поклонников Бог - Сам ищет»

Принципиальное отличие церковного богослужения Нового Завета состоит в том, что всякое место становится храмом, если там христиане начинает молитву:
«там где двое или трое собраны во имя Мое  там Я среди них» говорил Христос. Многовековой опыт церкви (в отличие от дохристианской практики богослужений на месте откровений и чудес) дает обратную формулу: чудеса и откровения  на месте Богослужения.
Так понимали Новый Завет (т.е. новые отношения с Богом) уже первые церковные учителя (отцы церкви). Григорий Нисский (5 век.) писал: «нет нужды путешествовать в дальние страны к святыням. Сам Христос с нами всюду, Сама Истина и Сама Святость».

Чем же руководствовались строители первых христианских храмов? Как они выбирали место? Мы находим в истории несколько независимых подходов к этому вопросу. Все они настолько же уникальны, насколько и самодостаточны.
1. Храмы строили на месте бывших языческих капищ.
Такая практика самая логичная. Богослужение, это материальное проявление дел духовного мира, оно уже само по себе освящает и землю и сердца участников. Естественно, этим снимаются те демонические чары и проклятия, которые часто по незнанию навлекали на себя древние язычники. (Сегодня в продолжение этой традиции храмы стоят в неблагополучных местах: больницах, тюрьмах, проч.)
2. Храмы строились за счет государства (что бывало редко) в честь особых событий: побед, избавления от эпидемий и прочих бедствий.
3. И самым удивительным остается выбор
места по Божьему провидению, когда никто не планировал строительство на том месте, где храм стоит и приносит благодатные плоды.
Таким можно считать выбор места для Свято-Троицкого храма в Херсоне, когда изначально было задумано строительство в Димитровском парке, но бумажная волокита растянулась на месяцы. За это время, в районе успел появиться еще один православный храм. В далеком 1999-м это могло вообще остановить чиновников, ответственных за выделение земли для храма. Но случилось почти невероятное. Для строительства был предложен участок в самом центре микрорайона (а не на окраинах, как изначально постановили); кроме того, весь процесс занял всего несколько дней.

Итак, место для храма выбирает человек и наравне с ним это место может указать Бог. Чего же стоит остерегаться в объяснении этого выбора.

Объяснение выбора

Если мы настолько слабы, что прячемся за «благодатные объяснения». Хотим, чтоб храм был ценен сам по себе, без наших молитв. Если думаем, что духовные подвиги  удел героев и самородков, то мы все еще остаемся теми ископаемыми язычниками, которые ждут знаков с небес, прежде чем что-либо делать. Время такой духовности закончилось с пришествием Христа.

Сегодня, заходя в Храм, христианин знает, что этим он открывает дверь в мир духа, и от его общения с Творцом «неба и земли» (о них написано в первой строке Библии), зависит, придет ли благословение и защита с небес. Молитва меняет мир, но не потому, что мы знаем правильные слова или правильные места для молитвы. Сила христианства, это общение с Самим Христом, который говорит нам: поклоняющийся Богу - поклонится в сердце и правде.Таких поклонников Бог находит Сам, и в их доме творит Свои Обители.
Сайт создан в системе uCoz